Услышать музыку стиха...
Наполненные жизненными впечатлениями стихи Светланы Беляниной из Кемерово с первых строк пронзают душу своей искренностью, живым нервом, трепещущим чувством.
Я читала и не могла остановиться, а в какой-то момент поймала себя на мысли, что поэтическое творчество автора рождает образ «сюиты», которая, будучи составленной из различных музыкальных жанров, тем не менее, несет в себе некую идею, гармонично объединяющую всё в единое целое.
Многое в структуре поэзии роднит этот вид искусства с музыкой. Каждый стих обладает своей музыкальной формой – своей ритмикой и мелодией, размером и артикуляцией.
«Переложи на ноты мою грусть...» – звучит просьба поэта в «Соло для ветра...» Я переложила и услышала мелодии камерной лирики с настроением и глубоким смыслом.
Услышала романсы: «Не уходи», «Несвоевременность», «Что со мною не так?», «Прости меня, пожалуйста» – чувственные, грустные, мечтательные.
Ноктюрны «Дверь в счастье», «Наваждение осени» – поэтичные, скорбные, страстные.
Печальные, задумчивые элегии «Не молчи, пожалуйста», «На перепутье».
Этюды, напоминающие «Мимолетности» Прокофьева – «Хандра», «Колесо», «Тридцать шесть».
Уловила рапсодии «Вкус любви», «Черно-белое» и экспромты «Чужие», «Чертова колесница».
Поэзия Светланы мелодична и напевна благодаря верно выбранным размерам, удачно найденным метафорам и рифмам. Звуковая инструментовка усиливает эмоциональное впечатление, дает возможность не только услышать, но и более тонко уловить смысловые оттенки.
Автор в меру пользуется аллитерацией – и настолько умело, что, не бросаясь в глаза, она играет свою роль в создании определенного настроения. Например, в стихотворении «Устал прибой» повторяющиеся звуки «У» и «Ж» привносят тревогу, безнадежность, горечь чувств. В «Не сумеем врозь...» – звук «З» нагнетает напряженность.
«Приближение зимы» звукосмыслом «С» и «З» просто усиливает холод.
«Весенние сны» перепевами «С» и «В» в тексте создают особую экспрессию.
Лексические, как и звуковые повторы, благодаря художественным ассоциациям, помогают читателю глубже постичь текст.
«Засыпают дома за окном, / Заметает дворы листопад»
«Скажи мне, осень, что со мной не так? / Скулят ветра. Меняется погода».
«Пригубила любовь – ох и горек вкус! / Пригубила любовь так некстати я».
«Мир словно в точку сжимается. Это страх,/ Страх, что все тоньше и призрачнее мосты».
«Прошу лишь об одном – не уходи, / не обрекай меня на эту муку».
В этих случаях создается эффект грусти, плача.
Музыкальность стиха – это не просто акустика, это присутствие или отсутствие определенных фонем.
Уверена, что стилистическое единство живого поэтического мира и точность авторских интонаций никого не оставят равнодушными.
Слово, ориентированное на эмоциональный отклик, захватит читателя, который непременно откликнется сопереживанием и последующим размышлением.
Здесь слова не раскатываются словами. Экономно подобранные, они гармоничны в плотном каркасе смысла. Здесь каждое слово посвящено строго означенной теме. От слова к мысли, т.е. от формы к содержанию. Никакой перегруженности деталями, никакой излишней нарядности. Минимум средств, а сколько изящных и метких штрихов, тонких интонаций, и выдержанность одного состояния, мгновения и, наконец, музыка души.
Умение в особом словесном выражении воплощать мысли и чувства, при котором искусность не бросается в глаза – это и есть талант.
Сборник стихов получился целостным, настолько естественным и прочным, что, кажется, ничего не прибавить и ничего не убавить, все, что сказано, можно выразить только такими стихами, стихами искреннего человека, женщины с поэтической душой.
Попыталась предварить чтение стихов
своими наблюдениями Лариса Сухова