Татьянина Вселенная,
или Объять необъятное
Внутренний мир человека - даже самого заурядного - огромен и многогранен. И нет ничего более интересного, чем этот мир, нет ничего более увлекательного, чем его познание. А если познавать мир личности остро чувствующей, различающей даже слабые оттенки сущего, каковой является творческая личность?.. Писатель невольно становится проводником в собственной Вселенной, умеющим показать нам - читающим - те ее уголки и тропы, которые, возможно, не привлекли бы внимания, познавай мы эту Вселенную в одиночку.
Снежным ветром в сугроб закатана,
Подо льдами наглухо спрятана,
А когда порой в стихи выльешься,
Между строчками болью клятою -
Душу высветишь да с заплатами.
Чувства выплеснешь ты крамолою,
Слезкой скатишься невеселою:
"Все не так совсем, как вам видится!"
("Печаль моя")
Откровенное содействие со стороны человека-поэта облегчает задачу, но делает цель ускользающей. Иными словами, чем больше познаешь автора через его творения, тем непостижимее он становится.
Объять необъятное - вот то, что ощущаешь, читая стихи Татьяны Носовой, пытаясь рассмотреть за ними личность поэтессы, познавая ее Вселенную... Даже если просто читать, в надежде услышать перекличку с собственными переживаниями, уже на третьей-четвертой странице ловишь себя на мысли, что давно не одна.
За каждой прочитанной строкой - автор: подруга, женщина, любящая и любимая, слабая и сильная, счастливая и несчастная, очарованная и разочарованная... Разная! Но всегда неизменно надеющаяся. Ибо "мечтами меряет пути" ("Тихий дождь"). Ибо душа всегда открыта для понимания, "как сердце для молитв" ("Со мной природа говорит..."). И никакие дожди и листопады, осенние настроения и "бабье-летние" пророчества не в силах лишить поэтессу надежды! ...На "поцелуй весны" и ее "животворящий аромат".
Туманно-молочный пейзаж
Развеян весны поцелуем.
/…/
Свободно вздохнула земля,
В свои черноземные косы
Лазурные ленты вплела
Весенних ручьев стоголосых.
("Поцелуй весны")
Впитать не кожей, каждым электроном,
От сини захлебнуться на момент,
Влюбиться в долгожданный Солнца свет,
Коснуться сердцем клейких листьев клена…
("Аромат весны")
С каждой новой строфой Татьяна как автор, человек, личность ближе и зримее, но при этом интереснее. Она обнажена душой, но потому и загадочна. И чем целостней картина ее творчества, тем многогранней видится личность поэтессы. Судите сами! "Смиренья духу ком обиды / Веками противостоит..." ("Со мной природа говорит..."). То "...в сердце тишина... Обет молчанья..." ("Осеннее настроение"), то душа "взмыла ввысь... Урагана разгул...". Трепетная, нежная, лиричная в одних героинях
Мне бы о будущем - с надеждой -
В саду вишневом помечтать!
И светлых помыслов безбрежье...
И чтоб в тиши стихи писать...
Я б ничего не изменила!
То, что прожито - все мое!
Кого люблю, того б любила...
Но для души - простор, полет...
("Тургеневское")
в других становится отрешенной, уставшей, смирив-шейся.
Как гавань тихая, уютный дом
Окошками сердец сияет в стужу.
У времени под снеговым крылом
От суеты мою спасает душу.
("Дом мечты")
Не жду, не верю, не надеюсь...
Смирилась. Вопреки мечте.
("Усталый сонет")
А порой... - лукавство и кокетство.
В твой сон приду Шахерезадой,
Волшебный выращу цветок
Речей неявных, полувзглядов...
Укрою под чадрой намек...
("Шахерезада")
И неожиданно - дерзость, надрыв, решительность в апогее!
Дистанция страсти. И губ ошалелых.
Хмелея от взгляда, -
в астрал, за пределы!..
("Вокзальная повесть")
Воистину "и Ева, и Лилит" ("Со мной природа говорит...")!
А теперь скажите, существует ли в природе женщина, которая не сумеет найти в этих стихах хотя бы одну ноту, звучащую в унисон с ее сердцем? Только прошу понять меня правильно, уважаемые читатели-мужчины, это никоим образом не означает: женская поэзия, мужчинам не читать! Мало того, что в анналах женской поэзии - россыпи драгоценных образов и залежи полезных мыслей, чувств, ощущений, в ней - сама женщина. А в поэзии Татьяны Носовой - еще и женщина-философ. Кстати, не только по жизни, но и по образованию.
С присущей ей нестандартностью в восприятии мира, склонностью к импровизации, творческому полету мысли, женской и женственной духовностью, но при этом со скрупулезностью логика Татьяна знакомит читателя со своей философией ветров. От первого стихотворения до последней строки сборника - ветра Надежд, Любви, Беды, Перемен и десятки других ветров, которым не найдено пока имен. Но они ждут своей очереди и не дают "тихо киснуть" ("Ветра моей Вселенной"). Есть в Татьяниной Вселенной "ветра Надежд", которые "...качали. / Порой купали в миражах, / Но уносили от печалей...", а есть и те, которые лишали надежд:
Как лист осенний, что надеялся дождаться
Весенней радости и летнего тепла,
Слетел... Насильно вынужден сорваться...
И ветром унесен неведомо куда...
Так и мечты мои, надежды, ожиданья
Рассветной дымкой исчезают на заре...
("Осеннее настроение")
Самые неподдающиеся философской классификации ветра - "ветра Любви": и борей, и сирокко, и бриз... И тот, который несет шхуну - опустевшую, замерзшую и потерявшую стать - к"пристани любви", "пункту возврата" души ("Пункт возврата"). И тот "весенний ветерок рассвета", который дарит нежный бабушкин поцелуй "любимой Златовласке" ("Нежность"). Да любой ветер, не дающий найти "тихих вод... кораблю" ("Случайная встреча")!
"Ветра Беды - судьбы рентген: / Обиды, горечи, ошибки...". От таких ветров в Татьяниной Вселенной - Вселенной фантазера и мечтателя - есть убежище - "гавань тихая, уютный дом", и там... - "прикосновенье к вечности - огонь, / В нем растворяются года и беды" ("Дом мечты").
Приятнее всего ловить "ветер Перемен". С его оптимистическим характером в творчестве Татьяны Носовой постоянно присутствует образ неуспокоенности, воплощаемый всюду, где хотя бы на йоту душа автора приоткрывается не просто будущему, но будущему счастливому. "...Неправда, что сердце расколото, /.../ жизнь непременно наладится"... ("Бабье-летнее"). И повороты судьбы порой таковы, что дают возможность духу перемен проникнуть даже в прошлое, пересмотреть под иным углом зрения прожитое. Словно прочесть давнишнее стихотворение и услышать в нем неподдельную искренность:
Жизни прошлой узлы-узелочки
Все мои - хороши иль плохи.
Было много ошибок в тетрадке,
Был у букв кривоват завиток...
Да, не все идеально и гладко.
Но был искренним жизненный слог...
Читаю цикл "Двенадцать месяцев". Двенадцать стройных, продуманных до словечка стихотворений. Двенадцать характеров, двенадцать маленьких историй, двенадцать уникальных художественных работ. А тема не нова, и каких трудов стоит кроить не по лекалам, избегая штампов и безликого словоблудия. Вот тут-то и рождаются на свет: Февраль в мундире лейб-гусара, Март в должности водолея, купидон шутник-Апрель, Июль -"ласковый, горячий парень", Август, читающий Мандельштама...
Финальное стихотворение... Прежде, чем прочесть его, много раз возвращалась: к началу, середине. Поэтический сборник - одна из тех книг, которые можно читать с любой страницы, прерываться, снова читать. В произвольной последовательности. Заканчивается ли на финальном стихотворении мое погружение в Татьянину Вселенную? Нет. Зная ее творчество и саму поэтессу, уверена, что она не отпустит. Вереницы новых образов, бесконечные эксперименты с формой, трансформации воплощений ее лирических героев, совершенствование техники стихосложения - все это гарантированно возводит поэзию Татьяны Носовой в ранг нескучной, а нас - читателей - в ранг поклонников ее творчества.
Даниэла Долина
Член МСТС «Озарение»