«Просто хочу быть искренней» Архетип Первозданной Женщины – и все, что с ним связано, – всегда был покровителем художников, писателей, скульпторов, танцоров, мыслителей, духовных деятелей, тех, кто ищет и находит, ибо все они посвящают себя творчеству, то есть главному занятию инстинктивных натур. В любых искусствах Она занимает место в сердце, а не в голове. Она умеет выслеживать и преследовать, призывать и отталкивать. Она способна чувствовать, маскироваться и глубоко любить. Кларисса Пинкола Эстес. «Бегущая с волками» «Женская поэзия»… – ох, как много было в истории споров о том, каковы её критерии, и существует ли она вообще как отдельное литературное явление... Однако при знакомстве с творчеством Дины Сабыниной вряд ли у кого-то могут возникнуть сомнения: да, это – по-настоящему женская поэзия! Безо всяких оговорок и уточнений. И даже не только потому, что основные темы её стихотворений – все тонкости и нюансы взаимоотношений между людьми, весь их спектр – от: Никогда не любила до дрожи, / Грея мир, словно солнце вешнее… Только ты меня любишь всё же / Чуть сильнее и чуть безбрежнее, – до …И тебе наплевать, что я где-то / Всё надеюсь на проблески лета И возврат износившихся чувств. / Только замок наш карточный пуст. Песня страсти последняя спета! – Но в первую очередь – потому, что поэтические строки Дины буквально пропитаны чистой, животворящей энергией Любви. Любви, которой тесно в рамках определений – духовная ли, земная – это лишь две ипостаси одного и того же чувства, одной и той же силы, движущей миром. И если в принципе возможно выразить лейтмотив творчества Поэта одной фразой, то в этом случае формулировка будет, пожалуй такова: Дина Сабынина пишет о том, как любовь возрождает душу человека даже после самых тяжёлых переживаний. Но испытания, которые готовит нам волнующая сфера человеческих отношений, подстерегают нас не только в виде ссор, обид, разлук, предательств – всего того, что можно, пусть со временем, но – выплакать и изжить, «макая в ненависть перо» и делая признания, в которые, как ни страшно, порой начинаешь верить: «В моём сердце любовь не живёт… / Ты её уничтожил терактом». Самые тяжёлые испытания приходят незаметно, подступая, как сон, как усталость, как медленно наползающий на пейзажи души туман. Равнодушие окружающих – тех, кому ещё вчера верил, кого любил и в глубине души продолжаешь любить… И как следствие – собственное равнодушие – защитная реакция того, кто устал сопротивляться рутине и серости жизни. Снег пытался сделать мир наш белым, / Но с высот гордыни этажей Создавали мы уют для тела / И не вспоминали о душе. После этого возродиться – труднее, потому что нет точки отсчёта. Нет события, от которого можно оттолкнуться. Некому сказать: «Э нет, так не пойдёт!». Есть просто привычка: жизнь тянется в бесконечно повторяющих один другой днях, и вроде бы всё нормально… Вроде бы так и должно быть: И если мы к небу / Случайно свой взор поднимаем, То видим лишь чёрный, / Холодный шатёр пустоты. Мы едем по жизни / В убогом, разбитом трамвае, Глаза закрывая / При вспышке случайной мечты. А потом начинается эдакий негативный аутотренинг – наверняка знакомый всем, кто когда-либо пытался приглушить внутреннюю боль: Может, сердце моё тоже схватится / Серебристой бронёй ледяной, И замёрзнет слеза, и не скатится, / И мне будет спокойно одной… Вот только – если бы подобные рецепты ещё действовали… К счастью – нет, не действуют. Именно к счастью – потому что лишить себя способности чувствовать означало бы отказаться от жизни вообще. Анестезия никогда не заменяла лекарств. И даже если на время заморозить сердце, это никак не отменит того объективного факта, что мир-то, тоже показавшийся вам на мгновение ледяным царством, остаётся живым, тёплым и ярким! Мир, в котором «По весенней улице / Шествует романтика», «Кусочками пенопласта / Разбросан по речке лёд», «Ярко клён под окном полыхает, / Так, что хочется вызвать пожарных» «И тает ночь конфетой лунной»… А впрочем, даже если и впрямь холодает – тот, кто сумел сохранить детски-непосредственный взгляд на мир, может увидеть в этом сказочную картину: Осень кокетливо зябко поёжится, / Ветры утихнут и мирно заснут. Первого снега колючие ёжики / К ней на ладонь шаловливо скользнут. Парадоксальная сила слабости – именно в том, что женщина не умеет слишком долго держать себя в руках. Женская суть чутко реагирует на тот предел, где самодисциплина переходит в неестественность – и дальше так продолжаться не может. И не должно. Пусть взрыв, истерика, смех, плач – что угодно, лишь бы вырваться из тисков условностей: «Просто хочу быть искренней». Так вода проступает даже сквозь металл, если сжимать её слишком сильно. А лета василькового тепло / Вас отвлекло от скучного отчёта? Для вас важнее жизнь или работа? / Что если наше время истекло?!.. И совершенно правильный – с точки зрения самой Жизни – вывод следует уже автоматически: «Пусть я лучше прослыву немодной, / Чем холодной, от страстей свободной…». Читатель, сколько раз вы сами задавали этот вопрос? – «Люди, есть магазин где-то, / Чтоб на вес продавал счастье?»… Вопрос риторический: счастье нужно просто себе разрешить. В сущности, скорее даже наоборот: нужно разрешить счастью встретить тебя. Ведь оно только и ждёт этого: Я в первый раз увидела тебя / Совсем другим: чудным и бесшабашным. Как человек меняется, любя, / Становится весёлым и бесстрашным. И вот тут раскрывается ещё один секрет настоящей Любви: она позволяет почувствовать себя другим человеком, взглянуть на мир его глазами. Может быть, поэтому в настоящей женской поэзии всегда присутствовала некоторая доля стихов от лица противоположного пола. Просто Поэт всегда стремится поделиться с читателем чудом открытия чего-то нового, – а какое открытие может быть более удивительным, чем взгляд «с другой стороны» – возможность увидеть отражение своего, освещённого радостью, лица в глазах любимого: «Возьму вот женюсь на тебе./ Авось и прибудет счастья». Разумеется, не охватить всего разнообразия тем сборника в коротком предисловии. Найдёте вы здесь и прекрасную пейзажную лирику, и философские размышления, и зарисовки из жизни человека пишущего, понятные и близкие всему поэтическому братству, и прозаические миниатюры… А искромётный юмор Дины Сабыниной, уже ставший её визитной карточкой, сможете оценить благодаря двум разделам шуточных стихотворений, из которых стоит, пожалуй, особо выделить маленькую пьесу «Шалаш и милый есть… но где же рай?» – составленную из одно– и двустиший, одинаково способных вызвать широкую улыбку и по отдельности, и в таком вот оригинальном сочетании. Словом, каждый читатель отыщет что-то для себя в творчестве Поэта, внимательно и бережно относящегося к жизни – знающего цену пустякам. Не лишним будет и нам с вами ещё раз вспомнить о том, как это важно – Поцеловать ребёнка перед сном, Сказать «люблю» тому, кто сердцу важен. Из мелочей вся прелесть жизни нашей, Они тепло и радость вносят в дом! Ну а теперь – слово Автору… Анастасия РУССКИХ |