И снова, дорогой читатель, ты перелистываешь страницы книги молодого автора Марии Хоботовой! Название нового поэтического сборника "В плену у чувств" содержит эмоциональный ключ и вбирает в себя ощущение жизни, объединяя названия небольших разделов сборника, которые "расшифровывают" чувства: печаль, меланхолия, восторг, страх, страсть... Всего в книге одиннадцать разделов, содержащих преимущественно по 5 стихотворений. Вот такая стройная система! Романтическая окрашенность стихотворений притягивает внимание читателя, а чёткий ритм, удачные рифмы делают чтение лёгким: полностью погружаешься в содержание, чувствуешь вместе с автором... Ощущения как источник познания мира становятся главными во многих стихах сборника ("Я слушаю дождь", "После дождя", " Осеннее укачивание", "Ода нежности", "Крик", "Холодно"). Лирическая героиня слита с природой: "Солнце. Ликуют тени.\ Лучики, не стесняясь,\ Падают на колени,\ Растормошить пытаясь..." ("Имя твоё"). А особенно - с дождём! Дождь, солнце, "радуг нескончаемый над тобой галдёж", "и цвета их - звонкие песни о весне"... Природа не экзотическая - наша, родная, но описана необычно! В конце стихотворения "После дождя" звучит призыв: Дар природы-гения, что ни говори! Не спугни мгновения! Слушай и смотри! Мечтой о любви, о любимом человеке пронизаны, наверно, все стихотворения сборника "В плену у чувств". Всё для любви! - Чтобы сияла... Всё для семьи! - Жизни начала... Всё для мечты! Чтоб исполнялась... ("Всё. Разговор мечтательницы с пессимисткой") Романтикам свойственно трагическое ощущение человеческого существования. "...И с толпой ты - одинока..." - слышим грустные слова в "...Разговоре мечтательницы с пессимисткой". Мотив одиночества звучит в стихах "Взгляд", "Прощёное воскресенье", "Свадьба-сон". Небольшое стихотворение "Свадьба-сон" напомнило мне романтические стихи, баллады конца 18 века. У Жуковского, например, описываемое событие часто оказывается сном - в большин-стве таких произведений сон страшный, а пробуждение радостное: "О! Не знай сих страшных снов/ Ты, моя Светлана..." В стихотворении же Марии Хоботовой счастливая свадьба - "волшебный сон", а пробуждение прерывает счастье... ...Ни эскорта, ни толпы. Только церковь - скромно, нежно... Только близкие вокруг... В платье лёгком, белоснежном... Рядом - будущий супруг... ("Свадьба-сон") Упоминания о сне встретятся и в других стихах сборника. Сон как символ поэты-романтики использовали в своих произведениях для стирания границы между реальностью и мечтой. Мечта ведёт поэта по жизни: он стремится "...созидать, понимать, творить, / Миру дать негасимый свет...", но нередко в мечте "рождается боль". Может ли быть поэт без боли, "что такое поэт", о чём и как он пишет, что есть творчество - эти и другие вопросы волнуют автора сборника. Наиболее полно эти темы раскрываются в завершающем разделе "Задумчивость или Умение анализировать". Однако хотелось бы привести здесь ещё одно стихотворение Марии Хоботовой - "Совершенство и вдохновение", - не вошедшее в сборник, но точно отображающее отношения Поэта с Творчеством, с миром, с самим собой: Совершенство - и цель, и средство... И задача, и дар - великий... То, что быстро летит из сердца, Может вмиг быть потом забыто. Но бывает не так. И строки Западают кому-то в душу... Будут точно не одиноки, Если кто-то их хочет слушать! Быть особым - не преступление, И творить нам нельзя по схеме... Понимаешь ли, вдохновение, Понимаешь - нам нужно время... Читателю предстоит осмыслить судьбу поэта и прикоснуться к палитре его чувств, а может быть, побывать... в плену у чувств. Тогда вместе с автором читатель, возможно, "взорвётся" просьбой: "Дайте мне мечту заключить в объятья..." Ольга Логачева
|